Берегите детство!
В Беларуси альтернативой государственным учреждениям по-прежнему остаются семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей: опекунские, приемные семьи, детские дома семейного типа, патронатное воспитание. К сожалению, они не всегда соответствуют существующему на них социальному запросу. Во многом это обусловлено пассивным отношением граждан к проблеме социального сиротства, их уверенностью в том, что это проблема государства, а не общества.
Однако роль семьи в обществе, по своей значимости, несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе.
Задачами педагогического сопровождения в замещающих семьях являются: охрана здоровья ребенка; адаптация к новым условиям обучения и воспитания; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь, содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения; поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями; развитие психолого-педагогической компетентности приемных родителей.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и родителей, а также всех членов семьи между собой. Большую помощь в успешной адаптации детей-сирот способен оказать высоко квалифицированный педагог, обладающий не только профессиональными качествами, но и высокими моральными установками, выдержкой, терпением, т.е. способный осуществлять педагогическое сопровождение замещающих семей.
Опекунская семья как одна из форм социальной защиты ребенка, оставшегося без попечения родителей, представляет собой развивающуюся социально-психолого-педагогическую микросистему, объединяющую детей и взрослых общими ценностями совместной жизнедеятельности, эмоциональными переживаниями событий жизни семьи.
Социально-педагогическое сопровождение воспитания ребенка в опекунской семье — целенаправленный процесс познания особенностей опекунской семьи, прогнозирования ее проблем и трудностей, оказание содействия в их предупреждении и преодолении, способствующий повышению мотивации опекунов к сотрудничеству, ориентированный на формирование и развитие у ее членов межличностных, семейных и социальных связей, гармонизацию взаимоотношений в системе «опекун - ребенок - другие члены семьи» на основе включения детей и опекунов в культурно-досуговую, воспитательно-образовательную деятельность. Данное сопровождение способствует повышению социально-педагогической культуры опекунов.
Результатом социально-педагогического сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье является позитивная динамика типа семейного воспитания опекаемого ребенка (адаптивно-эмпирический, конструктивно-прагматический, гармоничный типы), повышение уровня социально-педагогической культуры опекунов.
Модель социально-педагогического сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье включает в себя взаимосвязь модулей: задачно-целевого (цели сопровождения: содействие в установлении гармоничных внутрисемейных отношений; развитие психолого-педагогической, правовой культуры опекунов, развитие личности ребенка; задачи сопровождения: укрепление физического и психического здоровья опекаемых детей, забота об их эмоциональном благополучии; создание системы психолого-педагогического просвещения опекунов и др.); проблемно-содержательного (выявление актуальных и перспективных проблем жизнедеятельности опекунской семьи; выявление особенностей семейного воспитания и определение видов необходимой помощи; консультации опекунов по вопросам воспитания; вовлечение опекунов и детей в проведение различных культурно-просветительских мероприятий и др.); организационно-технологического (система мер по улучшению семейного микроклимата; оказание необходимой социально-педагогической, психологической, медико-реабилитационной, юридической, социально-экономической помощи семье; и вариативность форм и методов сопровождения и др.); оценочно-критериального (совокупность мотивационно-ценностного, информационно-познавательного, процессуально-деятельностного критериев, позволяющих определить результативность социально-педагогического сопровождения опекунских семей).
Основными принципами реализации модели социально-педагогического сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье являются: принцип индивидуального подхода; принцип гуманистического характера взаимоотношений специалистов и опекунов; принцип тактичного психолого-педагогического содействия опекунам в создании системы семейного воспитания, адекватной индивидуальным особенностям ребенка; принцип вариативности и комплексности форм, методов, средств сопровождения; принцип пропедевтического, опережающего характера процесса формирования социально-педагогической культуры опекунов.
В банке данных школы в 2017/2018 учебном году находилась 1 приёмная семья: Супрун Марины Чеславовны (3 детей), семья существует с февраля 2009 года.
На данный момент в школе 1 приёмная семья: Супрун Марины Чеславовны, в которой воспитывается трое приёмных детей. Работа с данной категорией семей велась и ведётся согласно разработанному плану по защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На информационном стенде школы «Для вас, родители» размещается материал о возможностях усыновления, создания опекунской, приёмной семьи.
Дети, нуждающиеся в профессиональной семейной заботе, к сожалению, существовали всегда и, по всей вероятности, будут существовать ещё очень долго. В ситуации невозможности восстановления воспитательных функций семьи, единственной возможностью для формирования у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей позитивных моделей семьи, их успешной социализации и интеграции в социуме является обеспечение семейного жизнеустройства детей в замещающих семьях.
А порою ребёнку невмочь
В доме, где беспросветная ночь,
И тогда педагог поспешит,
Во спасение юной души.
Будьте, взрослые, вечно мудры,
К юным, трепетным душам добры.
Ждут вас дети с надеждой в очах.
Кто может быть опекуном
Кто же может быть опекуном?
Вы можете стать опекуном ребенка, если Вы
- являетесь дееспособным,
- не страдаете хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- по состоянию здоровья Вы можете осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя и это подтверждено результатами медицинского обследования (Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен Министерством здравоохранения Республики Беларусь),
- Вы не лишались судом родительских прав,
- в отношении Вас ранее не было отменено усыновление вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей, Вас не отстраняли от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей,
- Вы не имеете судимости за умышленные преступления, не осуждались за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека,
- Ваши дети не признавались нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением Вами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Прекращение опеки
В каких случаях прекращается опека:
Этими случаями являются:
- достижение подопечным возраста 18 лет;
- вступление подопечного в брак, если ему в установленном порядке снижен брачный возраст;
- объявление подопечного полностью дееспособным (эмансипация).
Решение местного исполкома (администрации) о прекращении попечительства в этих случаях не требуется.
Кроме того, существуют и основания освобождения опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей (ст. 167 Кодекса о браке и семье):
- усыновление (удочерение) подопечных;
- возвращение детей на воспитание родителям;
- по просьбе родителей, если опека, попечительство над детьми установлены по их ходатайству или с их согласия;
- предоставление детям государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;
- признание опекуна, попечителя недееспособным или ограниченно дееспособным;
- возникновение у опекуна, попечителя заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
- личная просьба опекуна, попечителя при наличии уважительных причин (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).
В данном случае выносится решение местного исполкома (администрации) о прекращении попечительства.
По вине опекуна он может быть отстранен от выполнения своих обязанностей (ст. 168 Кодекса о браке и семье). Так, это возможно в случае:
- ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей;
- лишения опекуна, попечителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите;
- совершения опекуном, попечителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
- использования опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи.
В данном случае выносится решение местного исполкома (администрации).
Вопросы установления опеки (попечительства) урегулированы в ст.ст. 32 – 36 Гражданского кодекса Республики Беларусь (текст здесь: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=HK9800218), главой 14 (ст.ст. 142-168) Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (текст здесь: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=HK9900278), Положением о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2006 № 637 (текст здесь: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20600637)