Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Оказание помощи

Дата: 9 декабря 2017 в 11:52, Обновлено 9 декабря 2017 в 11:58

Берегите детство!

В Беларуси альтернативой государственным учреждениям по-прежнему остаются семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей: опекунские, приемные семьи, детские дома семейного типа, патронатное воспитание. К сожалению, они не всегда соответствуют существующему на них социальному запросу. Во многом это обусловлено пассивным отношением граждан к проблеме социального сиротства, их уверенностью в том, что это проблема государства, а не общества.

Однако роль семьи в обществе, по своей значимости, несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе.

Задачами педагогического сопровождения в замещающих семьях являются: охрана здоровья ребенка; адаптация к новым условиям обучения и воспитания; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь, содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения; поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями; развитие психолого-педагогической компетентности приемных родителей.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и родителей, а также всех членов семьи между собой. Большую помощь в успешной адаптации детей-сирот способен оказать высоко квалифицированный педагог, обладающий не только профессиональными качествами, но и высокими моральными установками, выдержкой, терпением, т.е. способный осуществлять педагогическое сопровождение замещающих семей.

Опекунская семья как одна из форм социальной защиты ребенка, оставшегося без попечения родителей, представляет собой развивающуюся социально-психолого-педагогическую микросистему, объединяющую детей и взрослых общими ценностями совместной жизнедеятельности, эмоциональными переживаниями событий жизни семьи.

Социально-педагогическое сопровождение воспитания ребенка в опекунской семье — целенаправленный процесс познания особенностей опекунской семьи, прогнозирования ее проблем и трудностей, оказание содействия в их предупреждении и преодолении, способствующий повышению мотивации опекунов к сотрудничеству, ориентированный на формирование и развитие у ее членов межличностных, семейных и социальных связей, гармонизацию взаимоотношений в системе «опекун - ребенок - другие члены семьи» на основе включения детей и опекунов в культурно-досуговую, воспитательно-образовательную деятельность. Данное сопровождение способствует повышению социально-педагогической культуры опекунов.

Результатом социально-педагогического сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье является позитивная динамика типа семейного воспитания опекаемого ребенка (адаптивно-эмпирический, конструктивно-прагматический, гармоничный типы), повышение уровня социально-педагогической культуры опекунов.

Модель социально-педагогического сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье включает в себя взаимосвязь модулей: задачно-целевого (цели сопровождения: содействие в установлении гармоничных внутрисемейных отношений; развитие психолого-педагогической, правовой культуры опекунов, развитие личности ребенка; задачи сопровождения: укрепление физического и психического здоровья опекаемых детей, забота об их эмоциональном благополучии; создание системы психолого-педагогического просвещения опекунов и др.); проблемно-содержательного (выявление актуальных и перспективных проблем жизнедеятельности опекунской семьи; выявление особенностей семейного воспитания и определение видов необходимой помощи; консультации опекунов по вопросам воспитания; вовлечение опекунов и детей в проведение различных культурно-просветительских мероприятий и др.); организационно-технологического (система мер по улучшению семейного микроклимата; оказание необходимой социально-педагогической, психологической, медико-реабилитационной, юридической, социально-экономической помощи семье; и вариативность форм и методов сопровождения и др.); оценочно-критериального (совокупность мотивационно-ценностного, информационно-познавательного, процессуально-деятельностного критериев, позволяющих определить результативность социально-педагогического сопровождения опекунских семей).

Основными принципами реализации модели социально-педагогического сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье являются: принцип индивидуального подхода; принцип гуманистического характера взаимоотношений специалистов и опекунов; принцип тактичного психолого-педагогического содействия опекунам в создании системы семейного воспитания, адекватной индивидуальным особенностям ребенка; принцип вариативности и комплексности форм, методов, средств сопровождения; принцип пропедевтического, опережающего характера процесса формирования социально-педагогической культуры опекунов.

В банке данных школы в 2017/2018 учебном году находилась 1 приёмная семья: Супрун Марины Чеславовны (3 детей), семья существует с февраля 2009 года.

На данный момент в школе 1 приёмная семья: Супрун Марины Чеславовны, в которой воспитывается трое приёмных детей. Работа с данной категорией семей велась и ведётся согласно разработанному плану по защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На информационном стенде школы «Для вас, родители» размещается материал о возможностях усыновления, создания опекунской, приёмной семьи.

Дети, нуждающиеся в профессиональной семейной заботе, к сожалению, существовали всегда и, по всей вероятности, будут существовать ещё очень долго. В ситуации невозможности восстановления воспитательных функций семьи, единственной возможностью для формирования у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей позитивных моделей семьи, их успешной социализации и интеграции в социуме является обеспечение семейного жизнеустройства детей в замещающих семьях.

А порою ребёнку невмочь

В доме, где беспросветная ночь,

И тогда педагог поспешит,

Во спасение юной души.

Будьте, взрослые, вечно мудры,

К юным, трепетным душам добры.

Ждут вас дети с надеждой в очах.

Кто может быть опекуном

Кто  же  может  быть  опекуном?

Вы можете стать опекуном ребенка, если Вы

 - являетесь дееспособным,

 - не страдаете хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

 - по состоянию здоровья Вы можете осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя и это подтверждено результатами медицинского обследования (Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен Министерством здравоохранения Республики Беларусь),

 - Вы не  лишались судом родительских прав,

 - в отношении Вас ранее не  было отменено усыновление вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей, Вас не отстраняли от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей,

 - Вы не имеете судимости за умышленные преступления, не осуждались за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека,

 - Ваши дети не признавались нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением Вами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Прекращение опеки

В каких случаях прекращается опека:

Этими случаями являются:

 - достижение подопечным возраста 18 лет;

 - вступление подопечного в брак, если ему в установленном порядке снижен брачный возраст;

 - объявление подопечного полностью дееспособным (эмансипация).

 Решение местного исполкома (администрации) о прекращении попечительства в этих случаях не требуется.

 Кроме того, существуют и основания освобождения опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей (ст. 167 Кодекса о браке и семье):

- усыновление (удочерение) подопечных;

- возвращение детей на воспитание родителям;

- по просьбе родителей, если опека, попечительство над детьми установлены по их ходатайству или с их согласия;

- предоставление детям государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;

- признание опекуна, попечителя недееспособным или ограниченно дееспособным;

- возникновение у опекуна, попечителя заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

- личная просьба опекуна, попечителя при наличии уважительных причин (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).

 В данном случае выносится решение местного исполкома (администрации) о прекращении попечительства.

 По вине опекуна он может быть отстранен от выполнения своих обязанностей (ст. 168 Кодекса о браке и семье). Так, это возможно в случае:

- ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей;

- лишения опекуна, попечителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите;

- совершения опекуном, попечителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

- использования опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи.

 В данном случае выносится решение местного исполкома (администрации).

Вопросы установления опеки (попечительства) урегулированы в ст.ст. 32 – 36 Гражданского кодекса Республики Беларусь (текст здесь: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=HK9800218), главой 14 (ст.ст. 142-168) Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (текст здесь: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=HK9900278), Положением о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2006 № 637 (текст здесь: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20600637)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.